Покровский листок

 

 

 

О ТАИНСТЕ ПОКАЯНИЯ

            В Евангелии есть такие слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». В этих словах – суть Евангельского учения. Господь Иисус Христос призывает всех войти в Свое царство. Но для этого нужно сначала очистить душу от греха. Не надо думать, сто Царство Божие находится где-то в бесконечно от нас «потустороннем» мире. Или что оно ожидает праведников лишь в «загробной жизни», о которой мы ничего не знаем. Царство Божие ближе, чем мы думаем. Оно здесь, рядом. И покаяние – это дверь в Царство Небесное. Очистить свою душу о греха – большой труд. Сам, один, человек не может с этим справиться. «Самосовершенствоваться» без помощи Божией – это все равно, что пытаться самому себя вытащить за волосы из болота.

            Медлить нельзя! Греховная грязь въелась в душу, исказила, испортила, изуродовала ее, сделала смертельно больной. И грешник непременно погибнет, если Бог не исцелит его от греха.

            Только нужно, чтобы человек сам захотел этого. Бог не спасает против воли. Для тех, кто твердо решил отказаться от греха и обратиться к Богу, Церковь установила таинство покаяния. Если человек исповедает свой грех перед Господом, искренне покается в содеянном и даст обещание больше этого греха не повторять, то Бог простит его, как бы не было страшно его преступление. Бог не хочет смерти грешника. Он ждет его исправления. Иногда неверующие говорят о христианах: «Хорошо устроились так можно всю жизнь грешить и каяться, а потом снова грешить и снова каяться…». Хочется спросить этих людей: а они-то сами пробовали так жить? Смысл покаяния в том, чтобы совершенно измениться, чтобы умереть для греха и сделаться достойным Царства Небесного.

Бывает, что человек сразу избавляется от греха, а бывает, конечно, и по-другому. Тяжелая болезнь не всегда может быть излечена в один миг. Господь прощает грех, но в душе остается след от него: дурная привычка, злая воля самого человека. В этом случае покаяние превращается в длительный процесс.

            Духовная жизнь, жизнь с Богом – это подвиг, который требует мужества, терпения и смирения. Если человек будет верен Богу, то получит от Него благодатную силу на совершение Царство Небесное. Этого подвига, награда за который Царство Небесное.

            С чего же начать? Для того, чтобы покаяться, надо прежде всего увидеть свои грехи. На исповеди каждый должен сам сказать, в чем он грешен. Есть такая болезнь, когда человек не чувствует боли. Если ему нанесут рану – даже смертельную – он, может быть, даже не почувствует этого.  Душа грешника вся покрыта страшными язвами. Но часто бывает, что он этого не замечает. Ему не больно! Его душа привыкла к греху и потеряла всякую чувствительность. Она стала твердой как камень. Такое состояние души называется окамененным нечувствием. Этой болезнью страдают в той или иной степени все грешники. Поэтому, когда готовишься к исповеди, надо молиться Богу, чтобы Он научил тебя видеть твои душевные язы. Надо обязательно прочесть Евангелие, надо вспомнить всю свою жизнь и спросить себя: так ли я живу, как учит Господь Иисус Христос? Тому, кто исповедался в последний раз давно или не делал этого еще никогда, лучше прийти на исповедь в будни, когда в храме не так много людей, и у священника есть возможность побеседовать с ним подробно. Нельзя начинать духовную жизнь с так называемой «общей исповеди», которая заключается в том, что священник сам перечисляет грехи, а потом все молча подходят к нему, чтобы получить прощение. Это исповедь неполная, неправильная. Если человек до сих пор «исповедовался» только так, то ему надо заново покаяться во всех греха на настоящей исповеди. Как совершается таинство покаяния? Сначала священник выносит из алтаря Крест и Евангелие и кладет их на аналой. Это знак присутствия Божия. Покаяние принимает Сам Господь, а священник только свидетель. Затем священник читает молитвы, в которых просит Бога, чтобы Он помог грешникам покаяться и простил им грехи. Потом исповедники по одному подходят к священнику и каются перед Богом в своих грехах.

На исповеди ничего нельзя скрывать – от Бога нам все равно не утаить своих дел и мыслей. Нельзя оправдываться и сваливать вину на других. Исповедь – это суд над собой.

Если человек сам себя осудит, то Бог его простит. А если он себя простит, то Бог его осудит. Часто бывает, что какая-нибудь старушка подойдет к батюшке и скажет: «Грешна во всем». Это не исповедь! Надо  обязательно назвать свои грехи. И что значит «во всем»? Разве эта старушка пьет, курит и грабит людей на улице?

Нужно быть очень внимательным к себе, чтобы не уйти не исцеленным из духовной больницы, которую Господь устроил для нашего

спасения. Когда кающийся заканчивает свою исповедь, он обычно опускается на колени, и священник накрывает его склоненную голову епитрахилью. 

            Епитрахиль – это часть священнического облачения, широкая двойная лента, которая символизирует благодать Божию. При этом священник молится о том, чтобы Господь простил грешника и принял его в Свою Церковь.

В конце молитвы священник творит крестное знамение на голове кающегося. Потом надо поцеловать Крест и Евангелие в знак верности Христу и Его Церкви.

Так начинается для того, кто искренне покаялся, новая жизнь. Бог простил его, очистил и сделал членом Церкви – Своего народа. Но в полной мере  соединение со Христом и Святой Церковью совершается в таинстве Евхаристии (Святого Причащения). После исповеди священник благословит прощенного грешника и скажет, можно ли ему причаститься Святых Христовых Тайн.

В Причащении Святых Христовых Тайн подается благодатная помощь верующему, исцеляющая сокрушенных сердцем и врачующая скорби их. В Причащении верующий соединятся с Господом. Это соединение будет тем полнее, чем глубже и искреннее будет покаяние и очищение сердца от грехов… Господь соединяется только с чистым сердцем.

ВОПРОСЫ В ПОМОЩЬ КАЮЩЕМУСЯ

Этот список вопросов, которые человек, готовящийся к исповеди, должен задать самому себе. Надо быть очень внимательным: здесь нет ничего несущественного. Надо спрашивать себя строго и отвечать откровенно, не пытаться обмануть или успокоить свою совесть. Себя-то человек может обмануть, но Бог знает всю правду. Кто хочет очиститься от греха и начать новую жизнь, тот пусть тщательно исследует свою душу и постарается выявить все язвы, болячки и царапины. Это нужно для того, чтоб на исповеди мы могли указать на них Целителю-Богу. Будьте внимательны, чтобы вам не отойти, не получив исцеления.

- Веруешь ли ты в Бога.

- Любишь ли ты Бога всем сердцем.

- Молишься ли ты Богу каждый день.

- Не отрекался ли от Бога. НЕ отступал ли от православной веры: не уклонялся ли в ереси, не обращался ли к иным религиям, сектам. Не хулишь ли Бога. Заботишься ли о спасении своей души. Носишь ли крест на груди. Ходишь ли в церковь в воскресный дни и праздники. Причащаешься ли Святых Христовых Тайн. Ведешь ли себя в храме подобающим образом: не отвлекаешься ли, не разговариваешь ли и т.д.

- Читаешь ли Евангелие. Соблюдаешь ли посты.

- Заботишься ли о том, чтобы побольше узнать о Боге, о Церкви. Не нарушаешь ли данных тобой обетов.

- Относишься ли с благоговением к святыням.

- Не поминаешь ли имени Божия напрасно: в пустых речах, шутках.

- Любишь ли ближнего как самого себя. Не осуждаешь ли других людей.

- Помогаешь ли ближнему. Посещаешь ли больных. Подаешь ли милостыню. Не делаешь ли добрых дел напоказ.

- Не живешь ли чужим трудом, пребывая в лености.

- Почитаешь ли старших, родителей.- Жена, слушаешься ли ты своего мужа. Муж, не обижаешь ли ты свою жену.

- Не имеешь ли с кем вражды.

- Не подражаешь ли кого-нибудь своим дерзким поведением, необдуманными речами, не обижаешь ли шутками. Не обижаешь ли кого-нибудь. Не проклинаешь ли детей, близких. Не гневаешься ли. Не обижаешься ли. Не раздражаешься ли. Не воздаешь ли злом на зло. Не упрекаешь ли кого-либо.

- НЕ издеваешься ли над слабым и беспомощным.

- Любишь ли врагов своих. Прощаешь ли ближнему грехи.

- Молишься ли за тех, кто причиняет тебе зло.

- Воспитываешь ли детей в Боге: водишь ли их в храм к исповеди Причастию: учишь ли их молиться, учишь ли их Закону Божию, читаешь ли с ними Евангелие.

- Молишься ли о своих близких, родственниках, наставниках и других людях – живых и усопших.

- Не живешь ли с кем-то без брака. Не изменяешь ли мужу (жене).

- Не делаешь ли абортов. Не пользуешься ли какими-нибудь средствами против зачатия ребенка. Не делаешь ли советов сделать аборт.

- Не оскверняешь ли себя блудными прикосновениями.

- Не участвуешь ли в иных телесных извращениях.

- Не читаешь ли непристойную литературу, не смотришь ли «эротических» фильмов, журналов и т.п. Не поешь ли непристойных песен. Не сквернословишь ли. Не рассказываешь ли непристойных анекдотов. Не участвуешь ли в непристойных танцах. Не обольщаешь ли кого-либо нескромным поведением и одеждой.

- Не пьянствуешь ли. Не куришь ли. Не употребляешь ли наркотиков и т.п. средств. Не имеешь ли иных вредных привычек. Не играешь ли в карты и иные азартные игры.

- Не гадаешь ли на картах или по руке, или иным способом. Не веришь ли в приметы, Не обращаешься ли за помощью к колдунам, гадалкам, «бабкам», экстрасенсам, астрологам, гипнотизерам и иным служителям сатаны. Не занимаешься ли сам каким-нибудь колдовством: белой и черной магией, гипнозом, спиритизмом, заговорами, экстрасенсорном лечением.

- Не гордишься ли. Не тщеславишься ли. Не превозносишься ли перед другими своими дарованиями.

- Не завидуешь ли. Не крадешь ли. Не берешь ли казенного.

- Не  лжешь  ли.   Не  лжесвидетельствуешь  ли.   Не лицемеришь ли. Не ленишься ли. Исполняешь ли свою работу добросовестно. Не мечтаешь ли попусту.

- Не читаешь ли пустых книжек. Не тратишь ли зря время свое и чужое.   

- Употребляешь ли талант или способности, данные тебе от Бога, для труда во славу Божию.

            - Не имеешь ли пристрастия к роскоши, вещам, деньгам

- Не объедаешься ли. Не празднословишь ли.

- Не убиваешь ли напрасно животных.

- Несешь ли терпеливо свой крест и скорби, которые Господь    посылает тебе за грехи и для твоего исправления.

- Не ропщешь ли на Бога.

Исповедь - один из первых шагов, который мы делаем, находясь в Церкви. Сознательная церковная жизнь начинается с подробной исповеди в прежних грехах. Мы каемся перед Святым Причащением, а также независимо оттого, причащаемся ли, когда наша совесть нас обличает. Однако, чтобы не лишить себя плодов исповеди, важно помнить:

Ø      Исповедь - не средство для того, чтобы «выговориться».

Ø      Исповедь не должна быть поводом для общения со священником.

Ø      Не жалейте себя во время исповеди.

Ø      Не ищите удовольствия от самого процесса исповеди.

Ø      Берегитесь пристрастия к духовнику.

Ø      Таинство Исповеди дано нам для того, чтобы подорвать в себе действие греха.

Все решает не личность священника, которому вы исповедуетесь, а в чем вы каетесь и как вы каетесь. Если вы возненавидели свой грех, Господь простит вам его через любого священника. Если вы ищете воли Божией, а не своей шли, вы найдете ее. Нужно только отличать душевную пользу от душевного комфорта (не все полезное - приятно), утешение - от удовольствия (не все приятное - полезно), и духовную жизнь - от попытки ублажить себя «духовными» средствами.

Пусть ваша исповедь будет честной, подробной и регулярной. Умейте видеть изъяны и трещины в своей душе и в своих поступках. За все, что вы сделали, берите ответственность на себя, не сваливая ее на других и па внешние обстоятельства. И, ожидая своей очереди перед исповедью, подумайте о том, как можно было бы впредь избежать повторений тех же грехов.

 

О ТАИНСТВЕ СВЯТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ

 

Как готовиться ко святому причащению

К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвой, постом, христиански смиренным поведением и настроением, а также исповедью.

Молитва домашняя и церковная. Желающий достойно причаститься Святых Христовых Тайн должен по крайней мере за 2-3 дня молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером, посещать церковные богослужения. Перед днем Причащения надо обязательно быть на вечерней службе. Дома прочесть каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу хранителю, а также Последование ко Святому Причащению.

Пост. С молитвой соединяется воздержание от скоромной пищи — мяса, яиц, молока и молочных продуктов, при строгом посте — от рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность.

Исповедь. Желающий причаститься должен, лучше всего накануне, до или после вечернего богослужения, принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрывая свою душу и не утаивая ни одного греха. Перед исповедью нужно непременно примириться как со своими обидчиками, так и с теми, кого обидел сам, смиренно испросить у всех прощения. На исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказывать ему все, что есть на совести, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вину на других. Ни в коем случае нельзя на исповеди осуждать кого-либо, или рассказывать о чужих грехах. Если нет возможности исповедаться вечером, нужно сделать это до начала литургии, в крайнем случае — до Херувимской песни. Без исповеди никто, кроме младенцев до 7 лет, не может быть допущен ко Святому Причащению. Есть добрый обычай - после исповеди и до Святого Причащения не есть, не пить и не курить. Безусловно - это запрещается после полуночи. К Причастию нужно приходить строго натощак. К воздержанию от пищи и пития перед Святым Причащением надо приучать и детей.

СКОЛЬКО РАЗ В ГОДУ ПРИЧАЩАТЬСЯ?

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не

будете иметь в себе жизни  (Ин. . 6,53).

Церковь не дает на этот вопрос однозначного ответа Христиане первых веков старались приступать  ко Святой  Чаще ежедневно. Святой  Василий Великий в одном из своих посланий предписывал причащаться четыре раза в неделю, а Иоанн Златоуст называл уклонение от святого Причащения «делом диавола». Со временем нормы благочестия менялись, и далеко не всегда в лучшую сторону. В XIX веке многие русские христиане считали Причастие предсмертным напутствием (известно, что когда тяжелобольному императору Александру Первому близкие предложили причаститься, он ответил: «Неужели я  настолько плох?».  После русской Голгофы ХХ-го века среди христиан возродилось стремление причащаться часто. Человеку, знающему Евангелие, не надо объяснять,  как  велика Святыня  Тела и  Крови  Христа,  почему без Причастия  невозможно наследовать жизнь вечную (об этом говорил Сам Господь в беседе в иудеями,

Евангелие от Иоанна, глава 6). Но православные знают и то, что к Чаше надо приступать после тщательной подготовки — говенья,   имеющей   целью   очистить   душу.   Поэтому   многие   верующие причащаются редко, так как не могут найти сил и времени для длительного говенья, которое тем самым превращается в самоцель. «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и страстьми приступити, или приближитися, или служити Тебе,  Царю Славы», — говориться  в тайносовершительной молитве Литургии Иоанна Златоуста. Сколько бы человек ни готовился, все равно по-настоящему он не будет достоин Божественных Тайн. (Из сказанного не следует, что говеть не нужно вовсе, просто нельзя самостоятельно решать вопрос: могу ли я сегодня приступить к Причастию?). Церковь предоставляет решать вопрос о частоте Причащения священникам, духовникам. Именно с духовным отцом (священником) и надо согласовать, как часто причащаться, как долго и как строго говеть перед этим. Разные священники благословляют по-разному, но каждому по мере его сил. Во всяком случае,  если человек исповедует православие, он должен причащаться хотя бы пять раз в году – по разу во все многодневные посты, а также в день тезоименитства (именин). Если по месту жительства нет храма, то нужно во что бы то ни стало изыскать возможность причаститься раз в году, не реже — иначе можно отпасть от Церкви. Людям, стремящимся воцерковить свою жизнь, многие современные пастыри рекомендуют причащаться от одного до двух раз в месяц. Иногда батюшки благословляют и более частое Причащение, но это скорее исключение, чем правило. Конечно, причащаться нельзя для «галочки», ради исполнения определенных количественных норм. Таинство Евхаристии должно стать для православного христианина потребностью души, без осуществления которой нельзя прожить.

У СВЯТОЙ    ЧАШИ

Эта история произошла не так давно в одном из храмов Петербурга. За Божественной литургией в воскресенье, во время причащения мирян, внимание молящихся притек небольшой светловолосый мальчуган, стоявший вблизи алтаря. Он внимательно смотрел на причастников и время от времени заливался звонким детским смехом. Его одергивали, пытались урезонить, но тщетно. С окончанием причащения прекратилось и необычное поведение мальчика. Удивленные до крайности родители стали расспрашивать, почему он смеялся, и вот что услышали в ответ: «Когда я смотрел на людей, подходящих к Чаше, то вдруг увидел, как к некоторым подлетает белый голубь. Только дядя или тетя откроет рот, чтобы проглотить Дары, как голубь склевывает Их с ложечки и улетает. Они этого голубя не видят, закрывают рот и отходят, думая, что причастились, а на самом деле только пустую ложечку подержали. Мне от этого стало очень смешно». Неверующему человеку этот рассказ ребенка может показаться выдумкой, но православное сердце не может не содрогнуться от трепета уяснив смысл видения, посланого Богом ребенку. В самом деле, не страшно ли осознать, что Господь многих из нас не допускает до причащения, потому что в недостойном, неподготовленном состоянии подходим мы ко Святой Чаше. Ядущий и пиющий недостойно суд себе яст и пиет (1 Кор. 11, 29} — вразумляет нас апостол Павел. Уставом издавна определены требования, исполнение которых помогает причастникам достойно принять Святые Дары. Это и пост от 1 до 7 дней, и воздержание от супружеской близости на это время и чтение многих молитв, и посещение богослужений — каждому в меру сил и его духовного опыта. Обязательно исповедаться перед Причастием, Но вот все исполнено. Заканчивается литургия, и причастник готов соединиться со Христом. Отверзаются Царские врата. «Со страхом Божиим и верою приступите...» — провозглашает диакон.          

Вера и страх Божий — вот что должно запечатлеться в сердце у каждого, подходящего к Чаше. Здесь не место разговорам и суете. А на практике… Кому из нас не приходилось быть свидетелем давки перед Святой Чашей! Люди отталкивают других, стараются как можно раньше достигнуть Святых Даров, не внимают увещеваниям священника, А ведь недостойным поведением перед Чашей можно во мгновение ока перечеркнуть весь кропотливый труд говения. Тогда и нас невидимый голубь не допустит до Святых Даров, и не жизнь вечную обретем в Таинстве, а осуждение и Божию кару. Чтобы этого не стучалось, каждому причастнику нужно хорошо знать и исполнять правила подхода к Светой Чаше, которые установила Церковь. Вот они:

v      перед Чашей надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее;

v      когда     отверзаются     Царские     врата,     надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чащи нужно, не разнимая рук;

v      подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять

свободной;

v      первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети, и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться;

v      женщинам перед Причастием нужно стереть губную помаду;

v      подойдя к Чаще, громко и отчетливо назвать свое полное    имя  — при Святом Крещении: например: Александр, а не Саша, Иулия, а не Юлия и т.д.).

v      Принять Святые Дары., разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить, а нижний край Чаши облобызать (поцеловать) как ребро Христово;

v      нельзя, трогать Чащу руками и целовать руку священника;

v      У Чащи, креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары;

v      отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор и выпить теплоту.

Только после этого   можно прикладываться к   иконам   и разговаривать.                                                                   

 



Hosted by uCoz